Миланская неделя дизайна 2022: возвращение
С 7 по 12 июня 2022 года в Милане развернулись мероприятия Salone del Mobile и недели дизайна — открытия шоурумов, показы лимитированных коллекций, инсталляции и дискуссии о современном дизайне. Марина Ширская рассказала нам о главных впечатлениях и выставочной атмосфере
Марина Ширскаядизайн
Историк искусства, лектор
Июнь в Милане выдался жарким и немного дождливым, город утопал в ароматах липы и жасмина и среди всего этого благоухания — толпы народа, приехавшие на долгожданную Миланскую неделю дизайна и Salone del Mobile.Milano. Палаццо, шоурумы и выставочные площадки вновь гостеприимно распахнули свои двери — праздник дизайна проходил с прежней знакомой энергией.
Инсталляция Дэниэля Ашрама Divided Layers для Kohler в Палаццо дель Сенато
Сразу оговоримся, новинок в привычном понимании в этом обзоре не будет. Их по большому счету не так много. Что-то уже показывали онлайн во время пандемии, что-то на специальном выпуске Super Salone в сентябре 2021 года. Да и в целом стремление к показу нового любой ценой не актуально. Открыв юбилейный 60-ый сезон Salone del Mobile, дизайнерский мир изо всех сил старается не жить по-старому и быть более ответственным. Вечеринки, однако, были все также многочисленны — звенели бокалы, рекой лилось просекко, а на столах высились горы пармезана.
На днях организаторы Salone del Mobile подвели первые результаты и остались ими очень довольны. В миланской выставке приняли участие 2175 брендов, из них почти треть (27%) — из других стран, а посетителей за шесть дней насчитали более 262,5 тысяч. Китай и Россия почти полностью отсутствовали, в то время как до пандемии в 2019 году на выставке побывали 42 000 гостей из этих стран. В целом же очевидно, что Милан не готов уступить кому-то звание столицы мирового дизайна.
Выставка, посвященная 10-летию коллекции Objets Nomades от Louis Vuitton. Светильники Lanternes, диз. Zanellato/Bortotto. Панно из модулей Aguacate, диз. Умберто и Фернандо Кампана. Шезлонг Belt Lounge Chair, дизайн Atelier Oï.
Содержание
Hermès — в поисках легкости
Новинки домашней коллекции модного дома Hermès показывали в уже знакомом по предыдущим годам пространстве La Pelota. Экспозиция состояла из четырех временных павильонов, обтянутых тонкой разноцветной бумагой и напоминающих водонапорные башни, светящиеся изнутри. Новые объекты, дополнившие серию предметов для дома, — фарфоровая посуда, кашемировые покрывала и пледы, мебель из гнутого дерева с плетеными сиденьями и блюда из кожи расположились на подиумах из сложенной стопками бумаги ручной работы.
Читайте также
- Экспозиция Hermès в миланском пространстве La Pelota
Читайте также
- Экспозиция Hermès в миланском пространстве La Pelota
Triennale — Memphis Again
В музее дизайна Triennale di Milano одновременно проходило сразу несколько выставок, и одна из самых интересных — Memphis Again. Все, что создавалось этой группой во главе с Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), — важный пласт истории дизайна. Для директора музея Марко Саммичели группа Мемфис в мире дизайна — то же самое, что футуризм в истории искусства ХХ века. Куратор выставки Кристоф Радл (Christoph Radl) создал современную экспозицию, где в хронологическом порядке по длинному подиуму расставлены более двухсот объектов группы Мемфис, созданных с 1981 по 1986 год. Приглушенный свет и музыка в зале создают атмосферу ночного клуба 1980-х, на стенах высвечиваются высказывания известных архитекторов и дизайнеров, причастных к этому явлению. И все показанные предметы продолжают выпускаться серийно.
+2
Louis Vuitton — для современных кочевников
Компания Louis Vuitton отпраздновала десятилетие коллекции Objets Nomades в пространстве Garage Traversi. На фоне знакомых предметов, созданных дизайнерами Фернандо и Умберто Кампана, Atelier Oï, Raw Edges, Андре Фу, Марселем Вандерсом, Патрисией Уркиолой, Индией Мадави показали и новинки, среди которых — пуф Merengue братьев Кампана и стол Cosmic от Raw Edges со стеклянной столешницей и основанием кораллового цвета, сделанным из инновационного углеродного волокна.
Moooi создает портал между реальным и виртуальным
Гигантский цифровой портал и танцующие ароматические диффузоры-роботы стирали границы между онлайн и офлайн пространствами, приветствуя входящих на экспозицию Moooi, которая называлась A Life Extraordinary 2022. Главным героем экспозиции можно назвать кресло Hortensia Андреса Райзингера и Хулии Эске, которое изначально существовало лишь в виртуальной реальности, но, благодаря компании Moooi, обрело материальное воплощение. В 2022 году кресло со множеством лепестков представлено в новых оттенках — от белого и бордового до темно- и светло-зеленого.
Lasvit — свет создающий пространство
Главной миссией чешская компания Lasvit считает создание пространственных впечатлений, влияющих на настроение и затрагивающих наши чувства. Выставка Sanctums стала настоящей театрализованной постановкой, в которой свет создавал пространство, а пространство дарило теплые и немного ностальгические чувства. Каждый объект был представлен на отдельном подиуме, а присутствующие рядом актеры привлекали посетителей к совместному действию. На стенде с ширмой Cirrus от Yabu Pushelberg один из актеров, растянувшись на мягком ковре, предлагал прилечь рядом и поиграть с ним в стеклянные шарики. А на стенде с новым кинетическим светильником A: Live дизайнера Стефана Михайловича, девушка с загипсованными рукой и ногой, медитировала на диване и призывала присоединится к созерцанию вращающихся под потолком стеклянных лопастей.
Spotti — в поисках альтернативы
Кураторы проекта WHY NOW? By Spotti задались вопросом — существует ли еще какая-то категория дизайна кроме промышленного и коллекционного. Таких предметов нашлось не мало, и на суд зрителей предложили 30 работ интернациональной команды (в том числе бельгийцы и корейцы, американцы и дизайнеры из Южной Африки. Тут и книжные шкафы «3-в-1» от Диего Февра, цветочное зеркало Анны Огорд Йенсен, и стеклянная посуда Хелле Мардал. А также несколько предметов от российской студии Supaform Максима Щербакова.
Tom Dixon — проверенные идеи и экспериментальные материалы
Британский дизайнер Том Диксон (Tom Dixon) отпраздновал 20-летие своей студии выставкой в залах Sotheby’s Палаццо Сербеллони. Здесь были представлены 20 объектов, созданных дизайнером за пару десятков лет период и переосмысленных в связи с новой экологической повесткой. Так кресло Dixon Bird модернизировано и показано в варианте из переработанных водорослей. Декоративные скульптуры-колонны собраны из элементов, выращенных из грибного мицелия. В ход у Тома Диксона пошло и пробковое дерево, и целлюлоза. Был в экспозиции и стул, на металлической поверхности которого удалось нарастить слой кораллов.
Maison Matisse и FormaFantasma — вдохновение Матиссом
Французский дизайнерский бренд Maison Matisse, основанный потомками знаменитого художника, пригласил студию FormaFantasma (дизайнеров Андреа Тримарчи и Симоне Фарресина) к сотрудничеству над первой коллекцией светильников, получившей название Fold. Работая над ней, дизайнеры вдохновлялись коллажами Анри Матисса из цветной бумаги. Так каждый предмет представляет собой комбинацию гнутых листов металла, окрашенных в часто используемые Матиссом оттенки. Каждый объект выпущен ограниченным тиражом (по 8 экземпляров одной модификации).
Коллекция Fold от Мaison Matisse и FormaFantasma
La Double J — мир максимализма
Коллекцией «Римские каникулы», подготовленной к Миланской неделе дизайна, компания La DoubleJ поет оду изобильной и жизнерадостной Италии. Цветочные и геометрические принты, нанесённые на фарфоровую посуду, постельное белье, скатерти, предметы из разноцветного стекла пропитаны итальянской чувственностью и любви к изобилию. В этом году La DoubleJ в сотрудничестве с мастерами расположенной на острове Мурано компании Salviati запускает коллекцию ваз Orto (бутоны) из разноцветного стекла.
Dolce & Gabbana — все оттенки Италии
Дебютировав на презентации Venice Alta Moda в 2021 году с коллекцией Dolce & Gabbana Casa, модный бренд открыл к Миланской неделе дизайна два новых пространства. Одно — на знаменитой Via Durini, где представлена мебель и светильники; второе — с аксессуарами для дома — на Corso Venezia. Коллекция поделена на четыре темы, демонстрирующие фирменные мотивы модного дома: линия Carretto испещрена комбинациями традиционных сицилийских орнаментов, Blu Mediterraneo напоминает о синеве моря и нашей «гжели», а от Zebra и Leopardo немного рябит в глазах, создавая опьяняющее настроение dolce vita.
Alcova — независимо и ответственно
Независимой платформе Alcova, которую создали кураторы Джозеф Грима (глава студии Space Caviar и креативный директор Design Academy Eindhoven) и Валентина Чуффи (основательница агентства Studio Vedet) всего четыре года. Второй раз мероприятие проходит на территории заброшенного военного госпиталя, где в полуразрушенных корпусах, увитых плющом, уживаются разные проекты, помогающие решать актуальные проблемы с помощью современного дизайна.
В этом году студия Tableau представила работы, авторами которых стали исключительно мужчины, каждый из них через призму дизайна и искусства рассматривал вопросы, связанные с психическим здоровьем «сильного» пола. Проект Common Sands — Forite Tiles продемонстрировал результат сотрудничества архитектурного бюро Snøhetta, Studio Plastique и итальянского производителя плитки Fornace Brioni. Результатом их совместных исследований стала серий декоративной плитки, сделанной из переработанных стекол электронных гаджетов и солнечных батарей. А исследовательская группа Studio Makkink & Bey собрала проекты, пытающиеся получить ответ на вопрос — что нам нужно, чтобы начать с нуля и снова стать людьми?
Matter of Course — женщины и ремесло
Креативное агентство Anava Projects выступило куратором дебютной выставки ICH & DU берлинского коллектива Matter of Course, состоящего только из женщин, объединенных вовсе не из феминистских соображений. Все они работают с разными материалами в традиционных техниках: Марейка Лиенау с текстилем, Милена Клинг — со стеклом, Элиза Строзик и Николене ван дер Вальт— с деревом. Их работы побуждают задуматься об искусстве и силе его взаимодействия с другими людьми и с окружающей средой.
Экспозиция ICH & DU (Я и ты). Деревянные ширмы Ori Элизы Строзик
Экспозиция ICH & DU (Я и ты). Ковры ручной работы Марейки Лиенау для Lyk Carpet, стол и тортовницы Николене ван дер Вальт
Nilufar Depot — смешение эпох
К Миланской неделе дизайна Нина Яшар (Nina Yashar) в очередной раз организовала на второй площадке Nilufar Depot большую многослойную выставку, состоящую из нескольких отдельных экспозиций, виртуозно смешав поколения, стили и национальности. Тут и подборка исторических предметов An Italian Garden от Габриэллы Креспи (Gabriella Crespi), Эшли Хикс (Ashley Hicks) и Осанны Висконти (Osanna Visconti di Modrone). И проект Craftmania, куратором которого выступила Валентина Чуффи. Три выбранных ею мастера — Карло Лоренцетти, Этьен Марк и коллектив Odd Matter — своими работами с керамикой и современными материалами демонстрировали возрождение ремесленного мастерства. Центральное место площадки занимал проект, состоящий из офисной мебели, которая изначально была приобретена у старьевщика британцем Мартино Гампером. Разобрав и переработав части каждого предмета и заменив некоторые детали, дизайнеру удалось создать из старых ненужных столов и стульев затейливую коллекцию.
+11
Больше оперативной информации о Миланской неделе дизайна ищите в наших соцсетях и Telegram-канале https://t.me/mydecorrussia